Курстық шаралар

Курсаралық шаралар

Архив 2018

Архив 2017

Архив 2016

Архив 2015

Яндекс.Метрика


Гостевая книга
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТЕСТИРОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Турсунбеков Алмаз Жомартулы

Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Северо-Казахстанской области», г. Петропавловск, СКО

  • Бұл мақалада білім беру қызметінде тестілеудің автоматтандырған жүйесін қолдану қарастырылған. Заманауи оқытудың басты құзыреттіліктерінің бірі болып табылатын компьютерлік тесттерді құру, өңдеу және пайдалану бойынша заманауи бағдарламаларды игеру қажеттілігі анықталды.
  • В данной статье рассмотрено применение автоматизированных систем тестирования в образовательной деятельности. Выявлена необходимость владения современными программами по созданию, обработке и использованию компьютерных тестов, являющихся одной из ключевых компетенций современного преподавателя.
  • This article discusses the use of automated testing in educational activities. Identified the need for ownership of modern software for the creation, processing and use of computer tests, which are one of the core competencies of modern teacher.

В последнее время интенсивно идет информатизация образования, открываются все новые возможности обучения и развития личности, сопровождающиеся становлением новых образовательных технологий и существенными изменениями в педагогической теории и практике. Ускорение темпов обновления технологий приводит к необходимости смены подходов к разработке содержания образования и технологий обучения. В условиях стремительного развития и расширения доступности открытых информационных сетей передача готовых знаний перестает быть главной задачей учебного процесса, снижаются функциональная значимость и привлекательность традиционной организации обучения.

Качество усвоения учебного материала зависит от многих условий, среди которых важную роль играет контроль. Педагогический контроль направлен не только на определение степени соответствия приобретенных учащимися знаний и умений поставленной учебной цели, но и на управление познавательной деятельностью учащихся в целом.

На наш взгляд, существующая система педагогического контроля весьма несовершенна. Отсутствие четких измерительных критериев оценки, эпизодичность проверки знаний и большой расход учебного времени на проведение и обработку результатов контроля отрицательно влияют не только на психику учащихся, но и на весь процесс обучения в целом.

Как известно, процесс контроля регламентируется рядом известных дидактических принципов: научности (надежности и валидности), эффективности, иерархической организации, объективности, систематичности, справедливости, всесторонности и т.д. Соблюдение многих из вышеперечисленных принципов на данный момент можно поставить под сомнение [1, с.47].

Так, одним из требований, предъявляемых к контролю знаний, является требование содержательной валидности контроля. В контрольных заданиях должно быть отражено все основное содержание проверяемого раздела или темы. Существующая практика контроля с использованием традиционных методов это требование, как правило, не реализует. Во время проведения устного опроса учащиеся обычно получают 1 – 2 «случайных» вопроса, при письменном опросе – до 5. Учащиеся, в свою очередь, готовятся по принципу «повезет – не повезет». Поэтому зачастую невозможно составить целостную картину об усвоении учащимися материала.

Предлагаемые сегодня информационные возможности значительно оптимизируют повседневную деятельность преподавателя Современное образование уже невозможно представить без информационных технологий. Они играют решающую роль в поиске информации, представлении данных, моделировании процессов. Учитель 21 века, не владеющий базовыми компьютерными программами, отстает не только от коллег, но и от самих учащихся, которые уже с дошкольного возраста освоили ряд необходимых функций. Предлагаемые сегодня информационные возможности - помимо достижения развивающей цели - значительно оптимизируют повседневную деятельность учителя. Например, возможности компьютерного тестирования только за последние 10 лет значительно возросли: Google, PowerPoint, Hot Potatoes, Moodle, SunRav и другие предлагают использовать самые разные виды тестирования - от классических пяти до 17-ти. Компьютерное тестирование - это не только возможность оптимизировать время, затраченное на обработку и анализ результатов, но и реализация индивидуального подхода к учащемуся, выполняющему контрольную работу. Владение современными программами по созданию, обработке и использованию компьютерных тестов - является одной из ключевых компетенций современного преподавателя.

Применение автоматизированных систем тестирования - один из эффективных методов проверки знаний. Деятельность преподавателя состоит в однократном внесении вопросов тестового задания в базу, а затем в распечатке готовых результатов и аналитических выкладок. Аналитический аппарат системы позволяет получить статистически достоверные результаты.

Информатизация и компьютеризация учебного процесса выражается не только в подготовке домашних заданий на компьютере и работе в различных стандартных приложениях. Это сопровождается, а зачастую и базируется на компьютерных системах обучения той или иной степени сложности с охватом тех или иных сторон учебного процесса [2, с. 154].

Важным моментом процесса обучения следует считать системы контроля знаний, где наряду с разными способами (индивидуальные задания, групповые проекты, онлайн-дискуссии) есть тестирование.

Существуют различные мнения по поводу обоснованности данного метода контроля. В ряде случаев автоматизированные системы тестирования  вызывают нарекания. По сути дела, тестирование как формальная система имеет ряд недостатков:

-                     сложность охвата всего спектра вопросов по конкретному предмету;

-                     большая трудоемкость при заполнении базы вопросов и вариантов ответов;

-                     невозможность контроля процесса прохождения теста тестируемым.

Вместе с тем, автоматизированные системы тестирования имеют несомненные преимущества. Например, преподавателей привлекает возможность сэкономить время при оценке знаний студентов.

Прежде чем оценить преимущества автоматизированных систем тестирования, рассмотрим количество времени, затраченного  преподавателем без их использования. В качестве примера можно рассмотреть работу преподавателя при оценке знаний 50 студентов по предмету «Английский язык». Время, которое используется преподавателем для проведения предложенного теста, занимает не менее 75 минут, то есть 5 групп по 10 человек или 5 раз по 15 минут. Вторым отрицательным моментом является время, затраченное преподавателем на проверку всех работ. В связи с этим преподаватель может использовать разные варианты оценки знаний:

1. Преподаватель зачитывает правильные ответы, а учащиеся дают информацию о полученных баллах. Однако, как правило, эта процедура проводится во время занятия, поэтому у преподавателя нет времени зафиксировать полученные данные для последующего анализа. Таким образом, полученные результаты не позволяют провести глубокий анализ знаний.

2. Преподаватель проверяет тесты в нерабочее время, самостоятельно обрабатывая результаты. В этом случае полученные данные можно использовать для дальнейших исследований. Однако сам процесс более трудоемок для преподавателя. Достаточно предположить, что минимальное время проверки одного теста равно 5 мин. Фактически проверка 50 работ занимает около 4 часов. Вероятно, и процесс анализа потребует длительного времени [3, с. 69].

Таким образом, автоматизированная система тестирования предусматривает сокращение времени как на проведение теста, так и на его проверку.

Во-первых, преподаватель один раз заносит вопросы тестового задания в базу, а затем многократно использует тест в разных учебных группах. Во-вторых, студенты имеют возможность проходить тестирование во внеурочное время. В-третьих, система автоматически проверяет работу и подсчитывает баллы. Самым важным моментом следует считать то, что все данные хранятся в базе и при необходимости могут быть обработаны либо уже существующими программами, либо с помощью написания новых программ обработки.

В результате работа преподавателя состоит:

-                     в однократном внесении вопросов тестового задания в базу;

-                     разъяснении заданий по тестам на занятии;

-                     определении сроков исполнения тестов;

-                     получении готовых аналитических результатов.

Компьютерное тестирование - одна из наиболее востребованных форм контроля знаний. Компьютерное тестирование является одной из наиболее востребованных форм контроля знаний. Поскольку практически все учащиеся владеют компьютером на минимальном уровне, сложностей технического характера при выполнении заданий теста возникнуть недолжно.

Использование автоматизированных систем тестирования позволяет эффективно и экономично проверить знания большого количества студентов. Иными словами, если преподаватель использовал тесты, то он мог проверить знания не более 50 человек. В то же время автоматизированная система тестирования дает возможность проверить те же знания у неограниченного количества людей. Если система тестирования представляет собой не просто сетевую программу, а встроена в систему интернет-обучения, то совершенно необязательно собирать учащихся в компьютерном классе в строго оговоренное время. Они могут выполнить тесты в любое удобное для них время, в том числе и у себя дома.

 

Список используемых источников:

1. Юдалевич Н.В. Х Использование автоматизированных систем тестирования при работе со студентами. - М.: Смысл, 2010. - 47 с.

2. Тимаева В.С. Тестирование как метод контроля качества усвоения учебного материала учащимися. 2000, стр. 154 - 156.

3. http://www.slideshare.net Рекомендации по организации компьютерного тестирования.

 

Пікір қосу

Комментарий публикуется через пару секунд. После отправки, можете смотреть выше.
Пікір сайтқа сәлден кейін шығады. Жібергеннен кейін жоғарыдан қарауыңызға болады.